10 полотен из Амстердамского музея прибыли в Москву
В Москву привезли 10 картин музея из Амстердама. Они являются редкими гостями других зарубежных стран. Сейчас полотна прибыли после просмотра из Северной столицы России. Экспозиция представлена «Голландским групповым портретом золотого века.»
Ранее российские представители хотели договориться, чтобы в рамках перекрестного года Голландии и России был проведен показ знаменитой картины Рембрандта «Ночной дозор». Однако этого не удалось сделать. Хотя шедевр, в свое время повлиявший на законы живописи, как бы незримо является участником выставки, организованной и проходящей в московском Музее изобразительных искусств.
Основной принцип группового портрета представлен строгой координацией — отсутствием иерархичности между хозяином и слугой. Такое равноединство показано на картине художника Яна Ванна Скореля, которую он написал в начале 16 века. Его полотно изображает братство пилигримов, которые совершали странствие к святым местам Иерусалима. Среди них и сам живописец. Элита голландского общества 16-18 веков горячо поддерживала объединение вокруг конкретных идей и дел.
По словам куратора мероприятия Вадима Садкова, далее изображаются офицеры 16 века, относящиеся к гильдии стрелков, в то время Голландия вела постоянные освободительные войны с Испанией. Изображение офицеров, состоящих на службе в стрелковых войсках, в 17 столетии было добавлено портретами регентов разных профессиональных гильдий.
Свои небольшие полотна художники зачастую рисовали для приватных заказчиков, которые использовали их в оформлении интерьеров своих крохотных домов. В те века протестантская Голландия не имела основного солидного заказчика, который в других странах был представлен католической церковью, в результате этого храмы не нуждались в больших полотнах. Огромные портреты, имевшие габариты 5х2,5 м и изображавшие группы людей, представляли собой исключение. Ими отображалось первое мировое буржуазное государство. Гильдиям были нужны хорошие художники, они их искали, с них живописцы писали картины, после чего их труд коллективно оплачивался членами гильдии.
Композиция у эскиза, написанного Флинком, та же, что и в знаменитом «Ночном дозоре» Рембрандта, созданного шестью годами раньше. Однако Говарт Флинк, приступивший к работе в мастерской своего учителя и захотевший иметь такую же славу, какая была у Рембрандта, не смог возражать заказчикам. Великим Рембрандтом был нарушен закон жанра. Он рискнул уничтожить принцип координации группового портрета, создав свой шедевр «Ночной дозор».