Ареал распространения петроглифов

19 Июль 2014

1Писаницы, расположенные в Верхнем Приамурье, значительно отличаются от петроглифов Забайкалья и Прибайкалья, Нижнего Амура, северо-востока Дальнего Востока и по содержанию  и стилю относятся сразу к двум регионам. В первый входят памятники в долине Верхнего Амура, а также по реке Арги, во второй — памятники в бассейне рек Гилюя, Нюкжи и Зеи, а также в среднем течении Олдкмы.

Рисунки, расположенные в первом регионе, нанесены на отвесные склоны скал сплошными линиями и сплошной заливкой контура красной охрой. В основном на них изображены сцены с зооморфными, змееобразными и антропоморфными существа. Сами композиции небольшие и изображают борьбу существ; или нарисованными в виде стерженьков лодки с человеческими фигурками.

Характерно, что в первой группе изображений у животных и существ нарисована раскрытая пасть. Все эти изображения датированы рубежом нашей эры.

Рисунки на скалах, найденные в первом локальном районе Верхнего Приамурья, можно отнести только к раннему железному веку, в то время как писаницы второго локального региона датируются периодом от неолита и вплоть до позднего средневековья.

Рисунки второго локального района, к которым относятся первый и второй слои рисунков около бывшего посёлка Средняя Нюкжа., расположенного в устье притока Нюкжи — реки Онени, датируются IV тыс. до н.э. В своём большинстве это рисунки животных, а антропоморфные изображения появляются на писаницах только на рубеже III тыс. до нашей эры.

Например, к III тыс. до н. э. относится писаница, расположенная по реке Геткон. Животные, изображённые на ней, начинают терять свою реалистичность; они уже не являются главными в композиционном сюжете. На первый план выходит человек с обрядами и сценами охоты.

К памятникам раннего железного века, расположенным во втором районе Верхнего Приамурья, принадлежат наскальные изображения, найденные по рекам ключу Горелому, Тунгурчакану и Тунгурче.

Произведения второго локального района также продолжают сохранять традиции созданных ранее памятников наскальной живописи этого региона. Кроме мифических сцен, они, как и более ранние памятники, показывают сцены оленеводства: верховую езду на оленях и загон оленя. Сохраняется и стилистическая особенность предшествующего периода — животные изображаются с клиновидными головами. Однако по сравнению с более ранними памятниками в писаницах раннего железного века появляется новая техника изображения животных с помощью сплошных линий.
Снимок

Похожие статьи

Как научиться понимать искусство
19 Май 2020г.
Нужно признать, что отношение к искусству у разных людей может принципиально отличаться и на это есть множество причин. Очень многое зависит от воспитания человека и ...
Живопись масляными красками на природе
29 Май 2017г.
Искусство живописи привлекает внимание на протяжении многих столетий. Кто-то любит посещать картинные галереи в поисках вдохновения и чтобы получить эстетическое ...
Как заточить карандаш
18 Октябрь 2014г.
От того, как заточен карандаш, зависит если не все, то очень многое в конечном результате творческой деятельности как художника, так и обычного школьника. Как оказалось, ...
Как копировать картины
05 Октябрь 2014г.
Невзирая на то, что существует современная техника в виде ксероксов и сканеров большинство художников предпочитают по старинке копировать картины вручную. Самым ...
Что такое барокко
05 Октябрь 2014г.
Стиль барокко — это отражение представлений европейской знати 16-17 веков о богатстве, аристократизме и изысканности. Стиль барокко периодически выплывает из ...
Как научиться рисовать граффити карандашом
05 Октябрь 2014г.
В наше время не малое количество людей хотело бы обрести навыки в области граффити – оригинальной и современной уличной живописи. Но прежде чем брать в руки ...