Барбизон! Выставка картин французских художников XIX века из коллекции Александра Буянина (Саратов)
Выставка картин, созданных французскими художниками 19 столетия, открыта в саратовском музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова. Эти произведения содержатся в коллекции, принадлежащей Александру Буянину.
В начале нынешнего года саратовский коллекционер предложил сотрудникам музея ознакомиться с его собранием живописи французских мастеров кисти 19 столетия. Она главным образом представлена пейзажами.
Музеем за последнее время показан ряд выставок картин, написанных западноевропейскими художниками, которые хранятся в приватных коллекциях Саратова. Но эта экспозиция особенная. А. Буянин хочет, чтобы его соотечественники увидели полотна замечательных живописцев. Понравившиеся ему «поздние барбизонцы» трогают своей красотой душу каждого, даже если люди не слишком подготовлены, чтобы воспринимать живопись.
«Барбизон» представляет собой французскую деревню возле Парижа. Она расположена в лесу, который окружает замок Фонтенбло. Более двух веков назад название этой деревушки вошло в историю искусства Европы. Тут в 30-е годы 19 столетия жили молодые художники, картины которых создали предпосылки для возникновения импрессионистического пейзажа, являлись переходной ступенью от романтизма к реализму.
Они хотели переубедить зрителя, что существуют не только прекрасные итальянские ландшафты, их не стоит выдумывать на своих холстах. Родная природа края, которая окружает живописцев, позволяет наблюдательным художникам открывать собственные красоты. Барбизонская художественная школа была представлена Теодором Руссо, Шарлем Добиньи, Констаном Тройоном, Диазом де ла Пенья - ныне известными мастерами.
Новаторские решения в живописи на рубеже 19-20 столетий имели значение для немногих. Многие люди продолжали искать в изобразительном искусстве отдых от жестокой действительности, стремились к приятному созерцанию, покою, ясности. Поэтому, жанр старой барбизонской школы, который обладал свободой от максимализма жизненного анализа, стал нужным в конце 19 столетия. Не один десяток живописцев рисует лирический пейзаж, который волнует и современного человека.
Одних художников притягивает туманная живопись К. Коро, других — выразительная колоритность Диаза де ла Пеньи. Основное, что делает их работы близкими друг другу, заключается в пространственном построении пейзажных линий. Композиции не уводят зрителей в тревожащую бесконечную романтическую даль. Тут все рядом, освоено человеком, гармонично дополнившим своими строениями деревенский ландшафт и занимающим в этой уютной среде свое место. Зрители также погружаются в чистоту, нежность этого мира, которые лечат души.