Bыставка «Б.А. Смирнов-Русецкий. Путями Рериха» в Музее Востока, Москва
Творчеством Бориса Смирнова-Русецкого продолжаются традиции пейзажной школы, которую заложили Куинджи, Левитан, Рерих, Богаевский, Рылов. Произведения живописца состоят из циклов, которыми создается гармоническая картина природы.
В московском музее Востока с 25 сентября этого года проходит выставка работ этого мастера пейзажа. Она продлится до 13 октября.
Художник родился в Петербурге в начале прошлого столетия. Азы художественного образования получены Смирновым-Русецким в двадцатых годах под руководством академика Ф.Рерберга в его студии. Осенью 1923-го он принял участие в «выставке пяти». Это начало деятельности группы «Амаравелла». Она окончательно была организована в конце следующего года, стала первым художественным объединением, в которое вошли художники-космисты.
В 1926-м художник встретил семью Рерихов, которая приехала в Москву. Эта встреча сыграла важную роль в становлении его мировоззрения. Николай Рерих посоветовал Смирнову-Русецкому поступить на факультет графики в Высший художественный технический институт. Его учителями были знаменитые графики — И.Нивинский, Н. Куприянов, Ф.Фаворский. Окончив институт, молодой художник начал научную, педагогическую деятельность в институте имени Баумана.
В начале сороковых годов Смирнова-Русецкого репрессировали, арестовали, сослали в ссылку. В конце 50-х он был реабилитирован. Но во все тяжелые для него годы он не переставал рисовать. В 1962-м им была защищена кандидатская диссертация по кристаллической структуре металлов. С 70-х годов Смиронов-Русецкий полностью занялся искусством, работая в качестве художника. В период его творческой деятельности организовывались персональные выставки, которые проводились в Барнауле, Пскове, Москве, Одессе, Киеве, Новосибирске.
В 80-е годы он стал руководителем первого российского Рериховского общества, основанного в мемориальном кабинете Н.Рериха, который находился при Государственном музее Востока.
Смирнов-Русецкий до самой старости рисовал пейзажи, увиденные им в творческих поездках по стране. Пейзажные циклы находятся в коллекциях многих отечественных музеев. Большой успех имели его персональные экспозиции за границей, например в Швеции.
Циклом пейзажей под названием «Север» изображается величественная, суровая красота Карельского края. Цикл «Алтай» показывает бескрайние просторы Сибири, ее нетронутые леса, горные хребты. Циклы «Псковская земля», «Углич», «Валдай» посвящены среднерусской природе, которая имеет неяркую задушевную красоту. Большой любовью проникнуты прибалтийские сюжеты.