Хронологические группы петроглифов

04 Март 2013

17По стилю и содержанию Окладников делит писаницы, расположенные в регионе Нижнего Амура, на две хронологические группы: древнейшую или архаическую; и более позднюю мохэскую.

К первой группе принадлежит основная масса в полной мере первобытных рисунков. Все они выполнены в технике «точечной ретуши», как иногда говорят археологи, или выбивания.

В свою очередь, архаическая группа петроглифов разделена Окладниковым на насколько фаз:
1. Мезолитическая фаза включает примитивные по стилю и исполнению фигуры быков, лошадей, лосей и других животных, лесных птиц, а также личины череповидного и нарицательного типов.
2. Фаза расцвета культуры неолита включает скульптурно трактованные личины и личины, заполненные сложными геометрическими фигурами. Они датированы через стилистическое сравнение с похожими изображениями на сосудах из Малышеве и Вознесеновки.
3. Развитие абстрактности и усиление орнаментализирующих тенденций. Кроме личин, к ней отнесены изображения лосей с заполнением орнаментом.
4. Вырезанные личины рубежа нашей эры.

Мохэскую группу Окладников также делит ещё на несколько неоднородных комплексов:
1. Первый комплекс составляют рисунки животных с выгнутыми «кошачьими» контурами, внутри заполненными поперечными полосами.
2. Во второй комплекс входят рисунки, соответствующие противоположной тенденции и передающие форму тела животного прямыми примитивными линиями.
3. Третий комплекс составляют самые примитивные изображения наподобие граффити: всадники, человечки и женский символ.

В стиле и технике рисунков, как и в их содержании много общего: изображаются в основном всадники, лодки, схематические животные. Единство содержания может говорить как о формальной, так и смысловой непрерывности.

Основываясь на технике и стиле писаниц, а также возрасте обнаруженных рядом с ними поселений начала 1 тыс. н.э., Окладников относит вторую группу рисунков также к началу 1 тыс. нашей эры.

Сопоставляя данные мифологии, археологических раскопок и этнографических материалов, Окладников делает вывод, что древние мастера Сакачи-Аляна являются предками некоторых малочисленных народов, проживавших в этом регионе.

Второй район, где расположены писаницы Верхнего Приамурья, находится ниже слияния Шилки и Аргуни. Он был обследован учёным в 1964-1972 годах, а материалы исследований опубликованы в статьях и совместной с А.П. Окладниковым монографии.

Похожие статьи

Как научиться понимать искусство
19 Май 2020г.
Нужно признать, что отношение к искусству у разных людей может принципиально отличаться и на это есть множество причин. Очень многое зависит от воспитания человека и ...
Живопись масляными красками на природе
29 Май 2017г.
Искусство живописи привлекает внимание на протяжении многих столетий. Кто-то любит посещать картинные галереи в поисках вдохновения и чтобы получить эстетическое ...
Как заточить карандаш
18 Октябрь 2014г.
От того, как заточен карандаш, зависит если не все, то очень многое в конечном результате творческой деятельности как художника, так и обычного школьника. Как оказалось, ...
Как копировать картины
05 Октябрь 2014г.
Невзирая на то, что существует современная техника в виде ксероксов и сканеров большинство художников предпочитают по старинке копировать картины вручную. Самым ...
Что такое барокко
05 Октябрь 2014г.
Стиль барокко — это отражение представлений европейской знати 16-17 веков о богатстве, аристократизме и изысканности. Стиль барокко периодически выплывает из ...
Как научиться рисовать граффити карандашом
05 Октябрь 2014г.
В наше время не малое количество людей хотело бы обрести навыки в области граффити – оригинальной и современной уличной живописи. Но прежде чем брать в руки ...