Художник-психолог создает маски-образы из папье-маше
Одно из наиболее популярных современных культурных киевских учреждений Центральный дом художника принимал экспозицию работ, которые созданы психологом, художником Александром Катерушей. Выставка проходит в галерее Круглый стол под названием «Маски».
Основываясь на своем терапевтическом опыте, накопленном годами, автором представлена экспозиция интересных проекций психики человека. Маски являются физиономическими образами. Здесь можно ознакомиться с 54 масками, для изготовления которых художник пользовался бумажным материалом папье-маше. Каждая маска объяснена автором с точки зрения психоаналитики.
По словам художника, им создается образ, который не является лицом, но одновременно идентифицируется как лицо. Люди видят лица при восприятии целостных объектов, на детальном уровне ими воспринимается танец символического персонажа. После общения с человеком автор свои впечатления «упаковывает» в физиономические образы, «подавая» зрителям в качестве масок.
Среди произведений выделяются маски «Парочка», «Клетка», «Эмпатия», «Комплекс власти», «Мудрец», пр. Маской «Парочка» отображается прочная связь двух персонажей. Они соединены при помощи конического купола, который завершается узлом. Кажется, что их отношения являются прочными, однако узел как таковой может иметь значение ограничения в свободе. Маска «Клетка» бросает вызов внешнему миру и предлагает освободиться от внутренней решетки.
Программная маска этой экспозиции представлена маской «Держать лицо». Автором она поясняется так: человек считает, что лицо не только передняя часть головы, оно является статусной частью, поэтому люди стараются подавать его более выгодно, привлекательно, не замечая в этих случаях, что лицо превращается в искусственную маску.
Маска «Эмпатия» отличается выпуклостью лица, которая вогнута внутрь. Художником отражается состояние эмпатии, когда происходит мысленное уподобление одного человека другому, превращение в другое лицо. Маска «Комплекс неполноценности» помещена мастером в ботинок. Вместо поверхности лица он изобразил ступню ботинка, спрятав само лицо в подошву, откуда то робко смотрит на окружающий его мир. Однако лицо присутствует, оно компенсируется улыбкой, созданной каблуком.
В маске «Комплекс власти» автором показано увядание короны на королевской голове. Корона является только видимостью, образованной при помощи зубцов оторванной макушки головы, свисая на королевскую шею, тем самым напоминает колпак шута. Маска «Мудрец» имеет книгу на голове. Интересна трактовка художника: головой мудреца как табуреткой лишь поддерживается книга, которая является символом мудрости.