История исследований древнего искусства Приамурья с 1859 по 1919 годы

15 Август 2013

3Из всех наскальных рисунков, расположенных в бассейне Амура, первыми науке стали известны изображения на правом берегу реки Уссури у села Шереметьевское. Они привлекли внимание Р.К. Маака, одного из первых исследователей Уссурийского края, ещё в 1859 году.

В 1860 г. в иркутской газете «Амур», появилось объявление К.Ф. Будогоского, сообщавшее, что на одном из утёсов по реке Уссури высечены рисунки, изображающие голову тигра, рыбу и знаки.

В 1894 г. Н. Альфтан осмотрел шереметьевские наскальные изображения. Он дал рисункам краткое описание и указал, что они располагаются тремя группами на правобережье Уссури. Затем эти сведения были включены в обобщающую сводку по памятникам дальневосточной археологии, составленной Л.А. Кропоткиным и Ф.Ф. Буссе.

Позднее, в 1895 г. в «Приамурских ведомостях» появились первые сообщения о древних изображениях, обнаруженных на скалах правого берега Амура рядом с селом Малышево и посёлком Сикачи-Алян. В газете описывалось расположение писаниц и прилагались изображения нескольких антропоморфных личин и рисунок орнаментированного лося. Была указана и техника рисунков – « женообразные линии». Ещё раньше Сакачи-Алянские писаницы упоминались в неизданных дневниках одного из пионеров исследований ранней истории этого региона Паладия Кафарова. Он получил от этнографа Протодъяконова сведения о камнях, которые также упоминаются в сводке памятников археологии Л.А. Кропоткина и Ф.Ф. Буссе.

Первая заметка, которая была полностью посвящена Сакачи-Алянским писаницам, принадлежит востоковеду 19 векв Лауфферу,. Он опубликовал сведения об амурских петроглифах в 1899 г., отметив, что при слиянии Орды и Амура у посёлка Сакачи-Алян на правом берегу расположено множество валунов, рассеянных или собранных в длинный вал, который внешне похож на искусственное укрепление. На некоторых валунах имеются «курьёзные петроглифы» глубокой древности. А сами рисунки представляют, по его словам, человеческие лица и черты животных.

В конце XIX известность получил камень с древними изображениями, расположенный у села Калиновки на правобережье Амура и описанный Г. Фуоком.

В 1919 г. сикачи-алянские рисунки осмотрел японский этнограф Т. Рюдзо. Он описал расположение памятников и указал, что рисунки сделаны на поверхности скалы естественного обнажения и изображают животных и людей. Он отметил сходство по стилю антропоморфных фигур на рисунках с глиняными статуэтками каменного века в Японии.

Похожие статьи

Как научиться понимать искусство
19 Май 2020г.
Нужно признать, что отношение к искусству у разных людей может принципиально отличаться и на это есть множество причин. Очень многое зависит от воспитания человека и ...
Живопись масляными красками на природе
29 Май 2017г.
Искусство живописи привлекает внимание на протяжении многих столетий. Кто-то любит посещать картинные галереи в поисках вдохновения и чтобы получить эстетическое ...
Как заточить карандаш
18 Октябрь 2014г.
От того, как заточен карандаш, зависит если не все, то очень многое в конечном результате творческой деятельности как художника, так и обычного школьника. Как оказалось, ...
Как копировать картины
05 Октябрь 2014г.
Невзирая на то, что существует современная техника в виде ксероксов и сканеров большинство художников предпочитают по старинке копировать картины вручную. Самым ...
Что такое барокко
05 Октябрь 2014г.
Стиль барокко — это отражение представлений европейской знати 16-17 веков о богатстве, аристократизме и изысканности. Стиль барокко периодически выплывает из ...
Как научиться рисовать граффити карандашом
05 Октябрь 2014г.
В наше время не малое количество людей хотело бы обрести навыки в области граффити – оригинальной и современной уличной живописи. Но прежде чем брать в руки ...