К.С. Петров-Водкин «Две девушки». Выставка одной картины
Музеем К. Петрова-Водкина, филиалом Радищевского музея города Хвалынск представлена работа «Две девушки», написанная Кузьмой Петровым-Водкиным в 1915 году. Это произведение входит в проект, называющийся «Выставкой одной картины».
Петров-Водкин был мастером художественных идей, образного языка, которые впечатляли своей ошеломляющей новизной. Художником аккумулировались достижения классической живописи Европы. Он увлекался работами мастеров эпохи итальянского Ренессанса. Это увлечение наслоилось на глубокие национальные корни — от икон Севера до Венецианова, художника бытового жанра в русской живописи.
Петров-Водкин заслужил звание «фрескового живописца». Произведения, созданные им в зрелые годы, рассказывают о его стремлении к монументальной передачи прозаичности. Его поиски шли в области перерастания бытового в бытийное. Автор смог уже в начале десятилетия прошлого века получить впечатляющие результаты, который были признаны передовыми художественными критиками.
Картина «Две девушки» является вариантом полотна «Девушки на Волге». Оно хранится в Третьяковской галерее и относится к вершине искусства художника. Петров-Водкин вновь изображает ранее воплощенные образы, стремясь избежать известную идилличность. Он наделяет своих героинь земной значимостью, живой характерностью. В произведении «Две девушки» преобладает ясность, покой, особенная внутренняя просветленность. Автор уходит от жанровой трактовки тематики, устраняет нарративную сущность происходящих событий, при этом заметно развивая монументальность.
Этим произведением создается ощущение полной, завершенной архитектоники. Это не фрагмент другой картины, хотя ею значительно увеличивается центральная группа образов «Девушек на Волге». Автором осуществлено изменение масштаба фигур, что поддерживает монументализацию изображения: стройные девичьи станы, выдвинутые на передний план, охватывают практически весь простор холста. В «Двух девушках» чувствуется дух возвышенной поэтики. Божественная прелесть крестьянских девушек, натуральная грациозность, гибкость их молодых тел отражают духовный смысл, торжественную значимость момента.
Секретом современности монументальных поисков художника является смелое соединение абсолютно разных образных планов, противоборство, глубокое объединение обобщенного с остро характерным. Монументальная пластика, покоряющая женственность напоминают строгую, величавую торжественность древнерусских живописных фресок.