Как отличают древний петроглиф от современной работы
При исследовании петроглифов нередко возникает подозрение, что лица или изображения животных, высеченные на камнях, могут быть результатом деятельности современных специалистов по граффити. Но факт наличия таких надписей, которые выполнены по ведическим храмовым канонам свидетельствует в пользу их подлинности. Вряд ли специалистам по граффити известно что-то о канонах.
Каким образом сделаны сами изображения, конечно, неизвестно. Но проверить, сделаны они с применением современной краски или представляют собой произведение труда древних людей, не так сложно.
В пользу подлинности надписей могут также говорить петроглифы, сделанные с помощью чернения. Для подлинника характерно такое исполнение, когда «чернёный» рисунок снизу дублируется резьбой по камню, то есть барельефом, в точности повторяющим контуры изображения.
Итак, нам известно, что в древности мастера умели наносить изображения на поверхность камня при помощи чернения. Теперь единственное, что необходимо сделать, это проверить подлинность изображения с помощью химического анализа. Однако таким образом можно повредить поверхность камня.
Также отличить современную работу от произведения древних людей помогут вырезанные на камне буквы. На современных камнях они имеют мачты, которые практически параллельны друг другу, и одинаковые размеры, чего на древних памятниках никогда не встречается. Древние буквы, напротив, каждый раз имеют своё начертание и размеры.
Современные надписи также можно отличить по способу нанесения: они могут быть процарапаны или пропилены металлическим предметом, например, напильником. Тогда как древние мастера, напротив, используют самые разнообразные техники нанесения надписей: с помощью инструмента, похожего на зубило, обычные буквы скалываются с поверхности камня, точечные буквы накалываются шилом, также имеются примеры травления букв химическими реактивами. Также буквы могут нашлёпываться или навариваться, хотя подробности подобных техник пока неясны.
То есть для современных надписей характерны стандарт и унификация, в то время как древние надписи во всём разнообразны: в начертании, в технике исполнения, в наличии разрядок или лигатур, в количестве повторений каждого слова, в углах наклона к горизонту, в размерах каждого слова и его расположении по отношению к другим словам. Да и само послание на камне тогда ещё не подверглось современной стандартизации.