Наскальные рисунки «степного» стиля

25 Май 2013

10Специфической чертой рисунков этого стиля являются изображения цепочек из антропоморфных фигурок; оградок, которые заполнены рядами круглых пятен; систематизированных рядов, также состоящих из круглых пятен. Их хронология выявляется на основании стилистического сравнения и сохранившихся материалов жертвенников.

К числу наиболее ранних памятников «степного» стиля принадлежит Урулюнгуй 1. На писанице нанесены оградка с антропоморфными фигурками, вписанными по контуру, змееобразные существа, систематизированные ряды пятен, животное, птицы, а также антропоморфные фигурки, расположенные цепочками и по одному.

Жертвенник Урулюнгуй 1 включал три культурных горизонта. Первый из них на основании найденных предметов датируется периодом до середины 1 тыс. до н. э. Второй включал керамику, орнаментированную мелкими отпечатками. Для бассейна Верхнего Амура подобная керамика характерна в периоды с середины IV тысячелетия и до середины V тыс. до н. э. Третий по материалам, формам и традициям обработки сравним с комплексом предметов памятника Новопетровка 2, датирующегося IV — V тыс. до н. э. Писаницу Урулюнгуй 1 также можно отнести к этому времени.

По стилю написания её наскальные рисунки находят аналоги и в памятниках Дровяной и Нортуй 1.

На другой писанице, Цорон 3, представлены бессистемные и систематизированные в прямоугольники животные, антропоморфные фигурки, бегущие друг за другом, поодиночке и выстроенные цепочками, округлые пятна, сплошные линии и птицеобразное существо.

В отличии от Урулюнгуйской, на Цоронской писанице появляется новая черта: антропоморфные фигурки передаются с протянутыми вперед ухватообразными руками или держащими в руках луки или щиток. Расположены попарно и поодиночке животные выполнены в прежнем стиле, только у некоторых добавлены головки овальными начертаниями.

Таким образом, в «таёжный» стиль не позднее конца неолита вклинивается новая по стилю и тематике волна. Начиная с этого периода «таёжный» стиль делится на «оленный» и «охотничий». Если стилистические черты памятников «оленного» стиля связаны с ранними наскальными рисунками таежной части Приамурья, то «степные» и «охотничьи» стили писаниц не имеют таких связующих звеньев, несмотря на широкое географическое распространение. «Охотничьи» рисунки уходят своими корнями в неолит и глазковский период Прибайкалья, а происхождение корней памятников «степного» стиля пока остаётся загадкой.

Похожие статьи

Как научиться понимать искусство
19 Май 2020г.
Нужно признать, что отношение к искусству у разных людей может принципиально отличаться и на это есть множество причин. Очень многое зависит от воспитания человека и ...
Живопись масляными красками на природе
29 Май 2017г.
Искусство живописи привлекает внимание на протяжении многих столетий. Кто-то любит посещать картинные галереи в поисках вдохновения и чтобы получить эстетическое ...
Как заточить карандаш
18 Октябрь 2014г.
От того, как заточен карандаш, зависит если не все, то очень многое в конечном результате творческой деятельности как художника, так и обычного школьника. Как оказалось, ...
Как копировать картины
05 Октябрь 2014г.
Невзирая на то, что существует современная техника в виде ксероксов и сканеров большинство художников предпочитают по старинке копировать картины вручную. Самым ...
Что такое барокко
05 Октябрь 2014г.
Стиль барокко — это отражение представлений европейской знати 16-17 веков о богатстве, аристократизме и изысканности. Стиль барокко периодически выплывает из ...
Как научиться рисовать граффити карандашом
05 Октябрь 2014г.
В наше время не малое количество людей хотело бы обрести навыки в области граффити – оригинальной и современной уличной живописи. Но прежде чем брать в руки ...