Нюкжинские наскальные рисунки
Основными объектами для охоты во времена палеолита были бизон, носорог и мамонт. Из-за магических действий для удачной охоты эти животные и изображались на скалах. Но неужели с вымиранием этих видов и переходом к промыслу лося и оленя наскальные рисунки прекратили своё существование? Разумеется, нет! Они существуют вплоть до нашего столетия, меняются только их «герои». Большой интерес в этом плане представляют нюкжинские наскальные рисунки.
Нюкжинская писаница содержит разновременные группы изображений.
1. К первой и наиболее древней относятся рисунки животных пасущихся, стоящих, поднимающихся вверх или спускающихся, олени, стоящие рядом с телятами, сцены охоты, а также зооморфные существа. Внутри контура все изображения полностью залиты тёмно-красной охрой. Среди рисунков имеются изображения людей с расставленными ногами и разведёнными в стороны руками.
2. Вторая группа рисунков нанесена более светлой охрой по контурным линиям. Их сюжеты гораздо разнообразнее: загонная охота с луком, сцены с рисунками, напоминающими солярные знаки, стоящие животные, у которых нарисованы пищеводы и желудки. В этой группе только одно животное в находится в движении, а люди нарисованы с расставленными ногами и разведёнными в стороны руками. Они являются участниками изображенных событий и показаны в движении.
3 и 4.Третья и четвертая группы писаницы близки ко второй по тематике и манере передачи изображения.
В близкой стилистической манере древний мастер изобразил скачущего козла на Среднешайкинской писанице. Пока это единственное изображение, которое не имеет себе аналогов на писаницах Дальнего Востока и Сибири.
Рисунки животных расположены на писаницах по вертикали, под углом, вниз головой, без трактовки ушей и рогов с параболоидными головами. Древний мастер передавал их двумя очертаниями: сначала голова и туловище, а затем ноги. Эта манера является характерной особенностью изображения животных на ранних этапах искусства в таёжной зоне Приамурья. Внешние признаки не позволяют определить, каких животных хотел изобразить мастер. Опущенные головы, длинные туловища, короткие нога. У двух фигур на плите из нюкжинского жертвенника и на Среднешайкинской писанице на морде имеются выступы. Можно предположить, что изображения носорогов.
О принадлежности этих изображений к более раннему периоду говорит то, что рисунки бронзового века расположены на второстепенных плоскостях или нанесены поверх сделанных ранее.