Основы ухода за художественными кистями
Основные инструменты всех художников – кисти. Ими они пользовались на протяжении многих столетий при создании своих работ. Сегодня можно увидеть множество разнообразных кистей – плоских, круглых, маленьких и больших, с длинным и коротким ворсом. Раньше для их изготовления брали мех животных – куниц, сусликов, белок, барсуков. Сегодняшняя продукция выпускается в широком ассортименте. Щетинные кисти чаще всего применяются мастерами для создания работ масляными красками. Их можно также использовать при оформительских работах.
Почти со всеми беличьими кистями работают с акварелью, иногда гуашью и темперой. Кисти подвергаются самой большой нагрузке при использовании густых красок. Самыми универсальными инструментами художники называют колонковые. Их отличает упругий и довольно тонкий волос. Такие кисти подходят для работ с акварелью, масляными красками, а также темперой. Некоторые кисти производят из ушного волоса. Их можно применять для создания различных работ. Единственное требование в данном случае – наличие сильно разбавленных красок.
Для изготовления флейца требуется свиная щетина или ушной волос, беличий мех. Многие мастера пользуются флейцем при монументально-оформительских работах, покрывают им работы лаком, проклеивают и грунтуют холст. О величине инструмента можно судить по нанесенному на него номеру. На круглых кистях указывается диаметр, плоских и флейцах – ширина. Все цифры приводятся в мм.
Кисти нуждаются в особенном обращении. Художники, которые пишут маслом, после работы промывают их теплой водой с мылом, затем просто обычной водой, чтобы удалить остатки средства. Кисти из ушного волоса и колонковые инструменты требуют очень бережного мытья. Лучше всего использовать бензин или уайт-спирт. Действовать следует очень осторожно, чтобы не повредить тонкий волос. Ни в коем случае не следует применять ацетон, потому он способствует разрушению волоса. Нельзя надолго оставлять кисти в разбавителях, потому что составы могут способствовать растворению специальных составов.
После работы с акварельными красками кисти нужно промыть в обычной воде. Если художник работал с гуашью, темперой, он обязательно промывает свои инструменты в теплой воде с мылом. Нельзя позволять кистям засыхать, помещать их в банки волосом вниз, так как это может привести к деформации. После промывания не нужно стряхивать кисть. Вместо этого следует завернуть ее в газетную бумагу.