Петроглифы таёжной зоны Приамурья

27 Март 2013

15Основным объектом промысла в плейстоцене являлись крупные животные и стадные животные. Охота была коллективной, так как человек не мог их добывать один. В наскальных рисунках таёжного региона ведущее положение занимают животные, служившие основным источником существования: лошади, носороги, бизоны и так далее.

Однако на рубеже плейстоцена и голоцена климатические условия изменились. Поменялись и объекты промысла. Произошли ломка мировоззрения древнего человека и подъём развития материальной культуры. В наскальном искусстве этот период характеризуется появлением рисунков современной голоценовой фауны, а также выходом на первый план человека и разнообразных духов — помощников в зооантропоморфном, зооморфном, птицеобразном обликах.

Писаницы таёжной зоны Приамурья периода неолита и эпохи раннего металла по стилистике и тематике делятся на «степные» и «таёжные». При этом «таёжные» писаницы располагаются по всей таёжной территории, а «степные» — в лесостепях Приамурья.

Наиболее ранними представителями «таёжного» стиля являются рисунки писаницы, обнаруженной у бывшего посёлка Средняя Нюкжа. По манере изображения и окраске они делятся на несколько групп.

К первой относятся реалистически выполненные рисунки оленей, по расположению на плоскости и величине занимающие центральное место. Позднее с оленем нарисовали шамана, который совершает магический обряд. Изначального изображения животного не сохранилось, его голова позднее была подправлена. Древние люди, оставившие изображение шамана и рисунки  третей группы, подправили и голову животного. Очень реалистично изображены передняя и две задние ноги оленя. Передняя часть немного приподнята и развернута к зрителю, таким образом создаётся впечатление, что животное начнёт двигаться.

О раннем возрасте двух первых групп рисунков говорит тот факт, что рисунки, датированные 11 тыс. до н. э. и относящиеся к четвёртой группе этой же писаницы, подрисованы сбоку ко второй группе на свободном, но менее выгодном месте.

Образцом наскального искусства поздненеолитического этапа таёжного региона Приамурья является писаница с р. Геткан, сохраняющий все ранненеолитические традиции в нанесении животных, однако его содержание гораздо своеобразнее и шире. Животные выполнены достаточно реалистично, одни стоят спокойно со вскинутыми головами, другие поднимаются вверх. Сохранились и традиции изображения параболоидных голов животных.

Похожие статьи

Как научиться понимать искусство
19 Май 2020г.
Нужно признать, что отношение к искусству у разных людей может принципиально отличаться и на это есть множество причин. Очень многое зависит от воспитания человека и ...
Живопись масляными красками на природе
29 Май 2017г.
Искусство живописи привлекает внимание на протяжении многих столетий. Кто-то любит посещать картинные галереи в поисках вдохновения и чтобы получить эстетическое ...
Как заточить карандаш
18 Октябрь 2014г.
От того, как заточен карандаш, зависит если не все, то очень многое в конечном результате творческой деятельности как художника, так и обычного школьника. Как оказалось, ...
Как копировать картины
05 Октябрь 2014г.
Невзирая на то, что существует современная техника в виде ксероксов и сканеров большинство художников предпочитают по старинке копировать картины вручную. Самым ...
Что такое барокко
05 Октябрь 2014г.
Стиль барокко — это отражение представлений европейской знати 16-17 веков о богатстве, аристократизме и изысканности. Стиль барокко периодически выплывает из ...
Как научиться рисовать граффити карандашом
05 Октябрь 2014г.
В наше время не малое количество людей хотело бы обрести навыки в области граффити – оригинальной и современной уличной живописи. Но прежде чем брать в руки ...