Шедевры музеев мира в Эрмитаже. Поль Сезанн. «Игроки в карты». Из собрания Галереи Курто
Выставку гравюр и рисунков художников Ворпсведе представляет Институт Штутгарта по связями с зарубежными странами, показывает московский Гете-Институт. Экспозиция состоит больше чем из 60 рисунков, гравюр, созданных Паулой Модерзон-Бекер, ее коллегами из художественной колонии Ворпспеде, также из документальных фотографий, книг, имеющих иллюстрации, сделанные художниками этой группы.
Небольшая деревня Ворпсведе рядом с Бременом стала местом, где в 80-е годы 19 столетия молодыми немецкими живописцами была основана художественная колония. В своих картинах они изображали заповедную природу далекого края, людей, их патриархальный быт.
Художники ценили девственную природу, человека, живущего в гармонии с окружающей средой. Они продолжали традиции немецкого искусства второй половины 19 столетия. Благодаря своему таланту, ориентации на традиционные ценности молодые авторы смогли завоевать признание зрителей.
Их творчество не стало монолитным из-за объединяющего их всех преклонения перед природой родного края, стремления к ее поэтизированию. Колония художников объединила яркие индивидуальности. Каждый выражал персональное отношение, писал картины своей манерой живописи, имея собственные темы, сюжеты. Некоторые авторы предпочитали творить в жанре пейзажа, другие живописцы проявляли особый интерес к жизни местного населения, их патриархальному быту.
Фриц Макензен, Ганс ам Энде следовали традициям жанровой, пейзажной дюссельдорфской школы. Важное значение для них имели морализирующий, социальный аспекты в творчестве, приверженность реалистическим манерам. Отто Модерзон находился под влиянием французской барбизонской школы пейзажистов, подойдя вплотную к декоративному пейзажному решению, которым характеризуется стилистика модернистского искусства.
Паула Модерзон-Бекер в конце 19 столетия переехала на постоянное место жительства в Ворпсведе. Она хотела создавать картины на природе, однако она не пыталась изображать внешние проявления, ее интерес состоял в отображении внутренней сущности происходящий явлений. Художница является яркой представительницей немецкого изобразительного искусства на рубеже 19-20 столетий. Она является предвестницей раннего экспрессионизма. Ею создано более тысячи рисунков, офортов.
Выставка предлагает вниманию посетителей только одиннадцать ее работ. Гравюры, рисунки, написанные в период 1895-1905 годов, обладают некоторым упрощением форм — приемом, который является ее художественным принципом. Малые эстампы художницы имеют особенную эмоциональность, монументальность, которой также характеризуются ее живописные полотна.