Выставка «Гоген, Боннар, Дени — «пророки» авангарда» в Амстердаме
Зимний дворец Санкт-Петербурга проводит выставку полотна «Игроки в карты», созданного Полем Сезанном. Это произведение французского живописца хранится в лондонской Галерее Курто. В Эрмитаже картина появилась в качестве ответного шага со стороны Галереи: за несколько месяцев до этого показа в Лондоне на выставке, посвященной Пикассо, экспонировали эрмитажную «Любительницу абсента».
Курто имеет десять работ Сезанна, обладающих высочайшим достоинством. Посетители Галереи особенно восхищаются фигурными композициями: «Курильщик», «Игроки в карты», пейзажами: «Озеро Аннеси», «Гора Св. Виктории», натюрмортами Сезанна. В этом жанре автор не имел равных себе.
Важное место в творчестве зрелого Сезанна занято серией «Игроки». Первый раз он изобразил эту тему в 90-х годах 19 столетия. «Игроков в карты» художник написал на основании реальных впечатлений, которые он получил после пребывания в поместье Жа-де-Буфан, в котором в юности жил художник, куда возвратился в зрелом возрасте.
Натурой для «Игроков», одиночных этюдов, преимущественно курильщиков, стали крестьяне, проживавшие рядом с Эксом, работавшие в поместье. Эта серия произведений представлена также поясным изображением садовника, которого позже Сезанн изобразил как игрока с левой стороны на лондонской картине, также «Курильщиком», который хранится в Эрмитаже. Автор писал его с Полена Поле, ставшего в последующем игроком с правой стороны холста.
Лондонская версия является наименьшей по размерам, последней в цикле согласно времени написания. Как считают многие специалисты, она представляет собой лучшую картину во всей серии «Игроков», относится к вершине творчества живописца.
Игра в карты была частой темой, присутствовавшей в изобразительном искусстве Франции. Ее использовали в живописи Л. Мейссонье, в графике О. Домье, в основном с иронией. Также поступали в начале 90-х 19 столетия художники из официальных салонов. Но Сезанн никогда не был приверженцем юмора в изображении данной тематики. Его персонажи объяты скрытой страстью. Она выражена не мимикой, жестами, а ее выражает динамичность, красота самого живописного произведения.
В «Игроках в карты», выставленных в Эрмитаже, фон расплывчат, смазан, выхвачен из кадра, существует сам по себе. Он не воспринимается стеной кабачка, а смотрится как абстрактная живопись, увеличивая энергию всей картины. Энергия сосредоточена на профилях двух играющих, которые держат карты в руках, сидя за столом и размышляя над ходом, который решит судьбу всей игры.